Что делать, если ребёнок не сидит на месте: съедает ложку каши и убегает к игрушкам, ставит кубик на кубик и несётся дальше, в поликлинике нарезает круг за кругом, а на детской площадке ни секунды не сидит на качелях? Если ребёнок не может усидеть на уроках и играть в спокойные игры — что это: неугомонный характер или патология развития мозга? Необходима ли помощь специалиста или это пройдёт со временем — вопрос, волнующий многих родителей.

Как определить гиперактивного ребенка?

Показатели, по которым определяется гиперактивность

Несмотря на то, что у гиперактивности есть множество ярко выраженных признаков, отличить её от простой активности не всегда получается у многих родителей. Чётких признаков гиперактивности у ребёнка нет, но существует совокупность поведенческих моделей, которые могут говорить о наличии синдрома.

Вначале стоит разобрать, что означает сам термин «гиперактивный».

СДВГ или синдром дефицита внимания и гиперактивности — это медицинский диагноз, который ставят обычно после достижения ребёнком 4 лет.

Маленькие дети всегда подвижные, они активно исследуют мир, пробуют всё на вкус, трогают, спрашивают и заглядывают везде, куда могут. Познавать мир — это первый инстинкт растущего организма. Однако гиперактивные дети не столько тянутся за новыми знаниями, сколько за эмоциями, исследуя мир бесцельно, бессистемно, хаотично и бесконтрольно. Их активность фактически не несёт никакого познавательного смысла: прыжки, скачки, хлопки, рывки, лишённые цели выкрики и реплики. В этом не только нет пользы для развития детского разума, но и присутствует огромная опасность для здоровья и жизни в целом.

Первый и основной симптом СДВГ, проявляющийся уже в раннем возрасте — это излишняя двигательная активность.

С 95%-й вероятностью можно подозревать наличие СДВГ, если ребёнок подходит по крайней мере под шесть из семи общепринятых неврологических признаков:

  1. Гиперактивный ребёнок быстро развивается физически: раньше сверстников начинает садиться, ползать, вставать на ноги и бегать. Спустя некоторое время его движения начинают быть опасными: он падает с диванов, роняет на себя мебель, вечно ударяется об углы и переворачивает всё, что плохо поставлено.
  2. Когда гиперактивный ребёнок устаёт, теряет силы и хочет спать, его активность будто бы возрастает, а вместе с ней возрастает уровень нервозности: он капризничает, нервничает, хнычет, злится и с трудом засыпает только после долгого укачивания на руках у матери.
  3. В малом возрасте гиперактивные дети аномально мало спят. Тогда как их сверстники по крайней мере половину своих суток проводят во сне, дети с СДВГ могут бодрствовать, играть, плакать более 4-5 часов непрерывно.
  4. Такие дети долго укладываются на сон, требуют, чтобы их укачивали и спят очень чутко, а проснувшись от малейшего шороха с трудом засыпают снова.
  5. Бурный восторг у гиперактивного ребёнка вызывают новые эмоции, люди и впечатления. Однако вместе с восторгом приходят всплески капризов и попытки привлечь этим внимание окружающих, и чем их больше, тем ребёнок капризнее.
  6. Часто гиперактивные дети привязаны к матери и пугаются чужих людей. Они могут прятаться от других людей за мамой и ревновать её к родственникам и другим детям.
  7. Они постоянно переключают своё внимание с одного предмета на другой, не задерживаясь ни на чём надолго. Новые занятия и игрушки захватывают их ненадолго, уже через короткое время гиперактивный ребёнок теряет к ним интерес и заставить его усидеть за столом не представляется возможным.

Эти признаки не являются безусловным подтверждением СДВГ, но это характерные неврологические проявления, которые требуют немедленного обращения к врачу-неврологу за подробной консультацией.

Причины

Причины развития детской гиперактивности

Точные причины возникновения гиперактивности у детей до сих пор неизвестны, но многочисленные исследования приблизили современную медицину к пониманию, что корни этого синдрома уходят в генетику и социально-психологические факторы. Так, СДВГ нельзя назвать болезнью и от неё нельзя «вылечить», так как гиперактивностью не заболевают.

Наиболее распространённые общепринятые причины гиперактивности и синдрома дефицита внимания — это генетические сбои, врождённые изменения в работе мозга и социально-психологические факторы.

СДВГ может быть вызвано рядом причин:

  • Наследственность. Исследования гиперактивности у близнецов позволило сделать выводы о генетическом характере синдрома. По данным ВОЗ, вероятность передачи СДВГ по наследству составляет около 32%;
  • Негативное течение беременности и родов. У детей женщин в возрасте от 45 лет гораздо чаще рождаются дети с диспраксией и признаками нарушения внимания;
  • Недоедание во время беременности, роды раньше срока, низкая масса тела новорожденного, болезненный токсикоз и угроза прерывания беременности — факторы, способные провоцировать развитие СДВГ;
  • Гормоны стресса, тревожное состояние матери во время беременности может передаваться плоду и также провоцировать нарушение его развития;
  • Негативная обстановка в семье не может быть причиной развития СДВГ, но может тому способствовать, закрепляя и усиливая психическое отклонение, а в случае с генетической предрасположенностью ребёнка, постоянный стресс может усугубить его состояние до клинического;
  • Злоупотребление родителями алкоголя, физические наказания, грубость, нетерпимость, конфликты и отсутствие готовности родителей к появлению детей и семейной жизни может оказать негативное влияние на развитие гиперактивности.

Однако нередко появляются гиперактивные дети в благополучных семьях, при благоприятном течении беременности, родов и общей положительной обстановке семье. В таком случае стоит говорить именно о генетической составляющей заболевания.

Каковы бы ни были причины развития СДВГ у ребёнка, это не приговор и справиться с ним можно, если правильно действовать.

Правила поведения для родителей

Правила поведения с гиперактивными детьми

О детях с гиперактивностью написано немало научных статей и педагогических книг, однако основная работа по воспитанию усидчивости и спокойствия у детей с СДВГ происходит дома. Специалисты рекомендуют родителям следовать ряду действий, которые направлены на постепенное снижение излишней деятельности и направление энергии в полезное русло:

  • Создавать дома спокойную и тихую обстановку, без шума, громких звуков, и, в особенности, ругани и скандалов;
  • Установить чёткий режим сна, позволяющий ребёнку высыпаться;
  • Следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся и не терял самоконтроль из-за усталости;
  • Развивать в ребёнке осознанное торможение, говорить с ним о его действиях и последствиях прежде, чем он соберётся что-то сделать;
  • Относиться ко всем поступкам ребёнка с пониманием и спокойствием;
  • Приучить ребёнка к ежедневному режиму, желательно в соответствии с режимом дня в детском саду, где у детей четко расписано время на пробуждение, прогулки, питание, послеобеденный сон и т.д.;
  • Чаще выходить с ребёнком на пешие прогулки, игры, занятия в кружках;
  • Играть с ребёнком в спокойные дидактические игры (лото, мозаика, конструкторы) для того, чтобы научить ребёнка сосредотачивать внимание, и в спортивные и активные игры, чтобы переключить энергию на пользу;
  • Использовать физическую активность для контроля над расходом энергии, но контролировать утомляемость ребёнка;
  • Использовать метод большого формата. Заниматься с ребёнком рисованием, постепенно уменьшая размер листа бумаги — это позволит ему приучиться концентрироваться;
  • Поощрять ребёнка за все поступки, в которых ему необходимо было удерживать внимание;
  • Не скупиться на похвалу, которая жизненно необходима для нервных, легковозбудимых малышей;
  • Читать с ними любые истории и сказки перед сном;
  • Избегать больших и шумных сборищ, встреч, как взрослых, так и детей;
  • Не предлагать во время игр много игрушек сразу, пусть он единовременно концентрируется только на одной;
  • Исключить агрессию и повышение тона из общения с ребёнком;
  • Не замыкаться в себе, разговаривать об особенностях ребёнка со специалистами, воспитателями, компетентными людьми, которые могут помочь вам наладить педагогический процесс;
  • Поручать ребёнку мелкие домашние дела ежедневного характера, которые он может выполнить, причём регулярно;
  • Вести вместе с ребёнком дневник или настенную таблицу для того, чтобы отмечать в ней успехи ребёнка в детском саду и дома;
  • Определять рамки дозволенного поведения твёрдо, но не жестоко, избегая бескомпромиссных приказов, но указывая ребёнку на субординацию — доброжелательно и настойчиво;
  • Стараться не говорить слова «нельзя», а если оно сказано — не отменять его;
  • Находить интересные занятия, которые легко даются ребёнку, и с помощью их поощрения повышать уверенность ребёнка в себе;
  • Уделять ребёнку как можно больше времени, внимания и позитивного общения, так как его гиперактивность зачастую только способ привлечь ваше внимание.

Следуя этим нехитрым правилам уже на первых порах можно значительно скорректировать поведение гиперактивного малыша в лучшую сторону.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Гиперактивность - стоит ли обращаться к врачу и когда это делать

Первые симптомы гиперактивности проявляются уже в 2-3 года, но окончательно подтвердить его может только специалист, и то чаще всего к четырём годам. Многие родители по достижению ребёнком четырёхлетнего возраста оттягивают момент обращения к специалисту до тех пор, пока ребёнок не пойдёт в школу, чем совершают грубую ошибку.

СДВГ легче всего лечится в раннем возрасте, когда малыш податлив и его психика легко перестраивается. В школе возникает целый букет проблем общения со сверстниками и учителями, и детская психика оказывается дополнительно подверженной огромному стрессу. Поэтому обращаться к специалисту стоит по достижению ребёнком 3-4 лет и при наличии ряда основных симптомов:

  • Неусидчивость;
  • Импульсивность;
  • Игнорирование правил поведения в обществе и дома;
  • Проблемы со сном;
  • Задержки в умственном развитии.

Компетентный специалист (психолог, психиатр или невролог) могут поставить диагноз СДВГ на основе ряда тестов, опроса родителей и нескольких сканирований мозга. Чаще всего при таком диагнозе прописывают немедикаментозное лечение, поведенческую терапию или тренинги, но в некоторых случаях могут назначить и лечение медикаментами.

Лечение гиперактивности ребенка

Лечение гиперактивного ребёнка

При лечении СДВГ в России применяют ноотропные лекарства, влияющие на интегративную деятельность мозга. Эти препараты позволяют успокоить гиперактивного ребёнка улучшить работу его памяти и концентрации.

К ноотропным и церебропротекторным препаратам, помогающим в лечении СДВГ относят:

  • Энцефабол;
  • Церебролизин;
  • Пикамилон;
  • Пантогам;
  • Фенибут;
  • Инстенон ноотропил;
  • Глиатилин.

К новым фармалогическим открытиям в области успокоительных препаратов для детей с гиперактивностью относят цитомедины, задача которых — способствовать развитию и функционированию мозговых клеток, например, котек-сины — успокоительное для детей от 3 лет.

Препарат пантогам — другое популярное успокоительное для ребенка, которое можно принимать по достижению им возраста в 2 года. Пантогам помогает снизить уровень активности и нервных спазмов.

Для лечения СДВГ, тревожных расстройств и головной боли у подростков используют фитопрепарат Гелариум Гиперикум, чье действие схоже с антидепрессантами и анксиолитиками.

В лечени СДВГ немедикаментозным способом применяют транскраниальную микрополяризацию, при которой в ткани головного мозга подаётся небольшой электрический заряд, задача которого состоит в том, чтобы активировать функциональные резервы мозга. У ТСМП нет осложнений и побочных эффектов, он успешно применяется в лечении нервных и психических расстройств у детей и оказывает эффективное действие в 80% случаев: улучшает общее состояние, снижает гиперактивность, повышает внимание и качество координации, снимает тревожность.

Кроме медикаментов для лечения гиперактивности у маленьких детей дошкольного возраста врачи часто рекомендуют поведенческую терапию, так как она способствует быстрому отказу от медикаментов.

Детский синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает у многих родителей стресс и отчаяние, однако он лечится достаточно просто, если правильно действовать, знать, как обращаться и как лечить гиперактивного ребёнка.