В этот сложный, но интересный период, когда ребёнок из малыша превращается в дошкольника, полным ходом идёт формирование его личности, отношения к окружающему миру и собственным поступкам. Воспитание детей такого возраста — ответственный и сложный момент для родителей, которые хотят вырастить счастливого и умного человека. В этом возрасте закладывается фундамент личности, на котором будут развиваться характер, навыки и способности ребёнка.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание дошкольников

Сам процесс воспитания ребёнка в этом возрасте осуществляется в двух направлениях:

  • Развитие личности;
  • Подготовка к школе.

Нельзя не согласиться с тем, что воспитание должно включать в себя подходы с обоих точек зрения. Важно как научить ребенка хорошим вещам и развить сильные стороны характера, так и подготовить его к школьной жизни, прививая ответственность и социальные навыки.

Психологические особенности

Психологические особенности воспитания детей

В воспитании детей родители обычно применяют три основные психологические модели. Чаще всего они применяются отдельно друг от друга, однако у каждой модели есть свои плюсы и минусы.

Авторитарная модель чётко прослеживается, когда родитель стремится добиться от ребёнка удобного ему самому результата, ставя своё мнение превыше мнения ребёнка. Непослушание или неудачи ребёнка наказываются, а правильные поступки — одобряются. К плюсам такой модели можно отнести:

  • Чёткое понимание ребёнком указаний родителя;
  • Полное понимание ответственности за свои поступки и последствий неправильного выполнения задачи.

Минусов куда больше, а их последствия весьма ощутимы:

  • Привыкая к авторитарности родителя, ребёнок принимает его мнение на веру и перестаёт думать собственной головой;
  • Действие авторитарной модели порождает страх ребёнка по отношению к родителям;
  • Ребёнок становится безынициативен и подражает модели поведения родителей.

Индуктивный метод — в процессе воспитания происходит общение с ребёнком, в ходе которого решение проблемы находится вместе с ним. Ребёнок учится сам принимать решения и делать выводы, а также перенимает часть ответственности. К плюсам индуктивного метода можно отнести:

  • Раннее развитие ответственности;
  • Ребёнок быстро начинает учиться мыслить и думать сам;
  • Ребёнок проявляет инициативу;
  • Оказывается более подготовленным к жизни.

Минусов у индукции несколько:

  • Сложный и тонкий подход к применению — не всегда родитель может понять, когда ответственность можно переложить на ребёнка;
  • В хрупком возрасте 4-6 лет слова «решай сам за себя» или «всё в твоих руках» могут быть не совсем уместны;
  • Если переложить на ребёнка слишком много ответственности, он может почувствовать своё одиночество и потерять веру в себя.

Модель критики или ненависти — это распространённая модель, которую применяют многие взрослые, в большинстве своём неосознанно. Мораль в этом случае у каждого своя, но модель одинакова: при плохом поведении ребёнок наказывается молчанием или обидой родителей и прощение не наступает, пока ребёнок не осознает ошибку и не попросит прощения. К плюсам такой методики сложно отнести что-либо, но они есть:

  • Развитие пусть и весьма болезненного, но чёткого чувства ответственности за свои поступки;
  • Ребёнок взвешивает каждое своё действие и спрашивает себя, будут ли за него ругать;
  • На подсознательном уровне происходит постановка рамок в поведении, за которые ребёнок не должен выходить.

Минусов несколько, но они достаточно губительны:

  • Ребёнок может получить психологическую травму на почве постоянного чувства страха, тревоги и сомнений, чувство вины может преследовать его практически каждую секунду;
  • Ребёнку становится гораздо сложнее доверять родителям и страх перед ними приводит к замкнутости.

Любая из этих моделей в чистом виде может нанести вред детской психике. Однако при гармоничном сочетании плюсов и минусов, можно найти идеальный баланс.

Основные правила

Основные правила воспитания дошкольников

Если рассмотреть активно пропагандируемые принципы педагогического воспитания в современных условиях, окажется, что методы, актуальные во времена СССР, устарели. Метод прививания чувства вины и стыда, принижение детского авторитета, принуждение и запреты уже не только потеряли свою популярность, но и считаются негативными. В наше время психологи рекомендуют основывать воспитательный процесс на взаимном уважении и доверии между детьми и взрослыми.

Педагоги рекомендуют всем родителям в общении с детьми применять простые правила:

  • Уважать личность ребёнка, не допускать любого вида насилия к ней и не унижать его;
  • Контролировать, но давать свободу выбора;
  • С раннего возраста обеспечивать детям необходимые условия для того, чтобы процесс усвоения навыков и знаний происходил качественно;
  • Помогая ребёнку сделать выбор или выводы, объяснять ему все плюсы и минусы;
  • Устанавливать правила и требования, позаботившись о положительном отношении ребёнка к ним;
  • Как можно больше и чаще общаться с ребёнком с целью развития взаимопонимания и развития подсознательных навыков, формирования речи и социальной культуры;
  • Вырабатывать в детях ответственность и уверенность, поддерживая любые начинания и проявления инициативы;
  • Выбирая модель воспитания, организовывать единство педагогического процесса, требуя поддерживать её других близких взрослых;
  • Учитывать возраст, способности, характер и темперамент дошкольника;
  • Избегать запретов и ложных обещаний;
  • Постепенно, с ростом ребёнка, давать ему больше самостоятельности;
  • Работать над собой для того, чтобы быть ребёнку лучшим примером.

Эти правила на первый взгляд просты и понятны, но соблюдение каждого из них — крайне важно для того, чтобы дошкольник вырос развитым и способным.

Области развития ребёнка дошкольного возраста

Направления, по которым следует воспитывать ребёнка

Четырёх-шестилетний период — это время первого возрастного кризиса в жизни человека. В этом возрасте дети начинают переосмыслять привычную жизнь и активно брать пример с родителей и взрослых. И основной задачей родителя в это время является формирование у ребёнка чувства ответственности за совершаемые им поступки. Помимо этого, развивать ребёнка необходимо по таким принципам, как:

  • Физическое воспитание;
  • Интеллектуальное;
  • Нравственное;
  • Социальное;
  • Трудовое.

Для правильного формирования здоровой личности, воспитание необходимо осуществлять по всем принципам сразу.

Физическое воспитание

Физическое воспитание дошкольников

Неспроста у педагогов столь популярна присказка «В здоровом теле — здоровый дух». Многочисленные исследования показали, что здоровые, активные физически и имеющие хороший жизненный тонус дети быстрее и лучше усваивают информацию. Поэтому физическое развитие — это первая область, в которой необходимо воспитывать ребёнка. Педагоги рекомендуют:

  • Обеспечить ребёнку строгий распорядок дня и научить самостоятельно придерживаться его;
  • Начинать день с зарядки и физических упражнений;
  • Ежедневно гулять с ребёнком на свежем воздухе, не проходя мимо детских площадок и тренажёров;
  • Обеспечивать его аксессуарами для активного отдыха: велосипед, самокат, мячи, удобная обувь для бега;
  • Когда ребёнок дорастёт до нужного возраста, выбрать спортивную секцию, которая не только обеспечит дальнейшее физическое воспитание, но и придётся ребёнку по душе.

Если изначально задача родителей, обеспечить физическое развитие, то уже к семи годам ребёнок должен заботиться о нём по большей части самостоятельно. Кроме того, крайне важно, чтобы ребёнок понимал всю важность физического развития.

Интеллектуальное

Интеллектуальное воспитание дошкольников

Важнейшая составная часть психологического воспитания — интеллектуальное развитие. Это совокупность педагогических действий, целью которых является развитие ума подрастающего малыша с помощью передачи ему опыта, знаний, навыков, умений, а также присущих поколению норм поведения, правил и оценок.

В зависимости от возраста ребёнка, интеллектуальное развитие делится на стадии:

  • 1-3 года;
  • 4-6 лет;
  • 6-7 лет.

В начале первого-второго года жизни интеллект малыша развивается по принципу наглядно-действенного мышления. Он изучает новый мир тактильным, вкусовым и обонятельным способом. Цель родителей в этом возрасте — познакомить малыша с новыми предметами и способами их использования.

К четырём-шести годам мышление меняется на наглядно-образное. Будучи ещё незнакомыми с какими-либо понятиями, дети создают о них наглядные образы. В этот период важнейшим условием воспитания и развития является хорошая атмосфера в семье, где родители любят и готовы отвечать на все вопросы и потребности.

После шести лет мышление ребёнка становится более игровым. В этот период в целях интеллектуального воспитания можно организовать обучение в виде игр, способствующих концентрации, воображению и созданию: кормление кукол, лепка из пластилина, рисование, настольные игры. Кроме таких игр, обязательно должны присутствовать логические, целью которых является формирование математических функций деятельности мозга: головоломки. мозаика, конструкторы.

Нравственное

Нравственное воспитание дошкольника

Нравственное воспитание заключается в объяснении норм и правил поведения. Понимание этих норм индивидуально для каждого родителя, можно лишь порекомендовать способы, которыми прививается нравственность в разных возрастах:

  • До 1 года малыши не понимают, что такое «хорошо», а что такое «плохо», и показать им правильную модель поведения родители могут только на собственном примере. Проявляя ласку и любовь родители взращивают в малыше уверенность и позитивное мышление.
  • До 2 лет основной тактикой родителей должно быть предотвращение ситуаций, в которых ребёнок может поступать «плохо» вместо того, чтобы ругать его за это. Например, закрыть шкаф вместо того, чтобы ругать малыша за то, что он в него лезет, не ходить перед едой в магазин, чтобы он не ел сладкое и не просил его купить. Избегайте сложных дисциплинарных мер и мыслите наперёд.
  • Между 2 и 4 годами дети плохо понимают абстрактные вещи: правда, щедрость, поддержка. Давайте детям реальные примеры, несложные метафоры и твёрдо пресекайте плохие поступки, делая это спокойно и доброжелательно.
  • Между 4 и 5 годами наступает самое благоприятное время для укрепления нравственных норм. Дети уже прекрасно понимают абстрактные понятия и с легкостью впитывают различные примеры, в особенности те, что рядом. В этом возрасте малыши хотят быть похожими на близких им людей и вызывать у них радость, поэтому заслуженные похвалы и поощрения мотивируют их как нельзя лучше.
  • После 6 лет начинает развиваться социальная ответственность. В этом возрасте ребёнку необходимо объяснить, что у других людей есть права, которые необходимо соблюдать, а также поставить рамки и правила поведения в обществе.

Дальнейшая работа по нравственному воспитанию проводится уже после 7 лет и здесь родителям помогают, а в определённых случаях, к сожалению, и мешают школа, друзья и другие люди.

Социальное

Социальное воспитание дошкольников

Процесс социального воспитания дошкольников включает в себя передачу им системы ценностей, норм поведения и общепринятых знаний об обществе, и зависит от культуры, нации и особенностей места проживания. Нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарт поведения определяет для ребёнка прежде всего его семья, тем самым формируя личность.

Характер общения детей дошкольного возраста несёт внеситуативно-познавательную форму: детей интересует очень много разных вопросов, а речь становится их главным средством общения. Стремление детей такого возраста — получать знания о мире, который их окружает, задавая взрослым вопросы и наблюдая за их поведением. В то же время формируется собственный путь познания — личностный. Ребёнку необходимо сравнивать себя и других людей друг с другом, поэтому критически важным моментом социального воспитания в этом возрасте является общение со сверстниками и взрослыми.

Удобнее всего проводить социальное воспитание в рамках игр: характер действий ребёнка может многое сказать о его темпераменте и методах воздействия на окружающих. С помощью наблюдения за ним во время игр можно выявить плюсы и минусы социальных навыков малыша.

Трудовое

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание — это ещё один важный фактор развития психологической ответственности. В дошкольном возрасте формируется ответственность, умения и стремление к труду, поэтому крайне важно приучать ребёнка к труду, начиная с 4-5 лет. В деятельность родителей должны быть включены такие действия, как:

  • Помощь в определении трудовой цели;
  • Обсуждение трудового процесса;
  • Обсуждение нравственности труда и его цели: зачем и для кого это делается, что это даст;
  • Обучение ребёнка планированию пошаговой деятельности: как правильно выполнять ту или иную задачу поэтапно;
  • Пробуждение интереса к труду и его подпитка;
  • Обсуждение результатов;
  • Поощрение стараний, интереса и стремления ребёнка трудиться;
  • Проверка и оценка хода работы и её результатов вместе с малышом;
  • Привлечение дошкольника к совместному трудовому процессу;
  • Подача правильного ответственного примера;
  • Помощь советом или делом;
  • Пробуждение инициативы ребёнка принимать решения и начинать трудиться.

Труд развивает у четырёх-шестилетнего ребёнка сообразительность, внимательность, память, концентрацию и наблюдательность, а кроме того положительно влияет на здоровье.

Авторские методики воспитания

Методики воспитания и развития детей

В наше время появилось много новых материалов и методик по воспитанию детей. Психологи со всего мира уверенно рекомендуют родителям дошкольников присмотреться к таким методикам, как:

  • Метод Никитиных — воспитание здоровых и умных детей. Педагоги-классики Борис и Елена Никитины рекомендуют начать обучение детей с наблюдения за ними, а также с подготовки окружающей среды для их правильного развития. В это включены: таблицы, алфавит, карты, развешанные в нужных местах, тренажёры, спортинвентарь, кубики, головоломки и другие элементы обучающей системы;
  • Метод Монтессори — всестороннее воспитание, главной идеей которого является тезис о том, что детей следует вначале учить письму, а затем уже счету и чтению. Метод Монтессори направлен на познавательное, трудовое, нравственное и социальное развитие;
  • Метод «ленивой мамы». Появившийся относительно недавно, но уже набравший огромную популярность метод российского психолога Анны Быковой заключается в том, чтобы растить самостоятельных детей, с детства развивая в них навыки познания, понимания и поиска решений. Метод крайне простой и эффективный, заключается в объяснении и постановке примера родителями;
  • Метод Домана. Эта методика создана американским педиатром и предназначена для формирования умственных способностей с раннего возраста и до семи лет. Он основывается на уверенности в том, что дети могут бесконечно усваивать информацию из изображений и слов. Помогают в этом знаменитые карточки Домана, а также упражнения для раннего развития речи, скорости чтения, любознательности и словарного запаса.

Существует огромное количество подобных методик, однако у каждого родителя свой характер и стиль поведения, поэтому редко кто становится приверженцем исключительно одной методики. Гораздо более частым и наиболее оптимальным вариантом считается принцип «отовсюду» — когда из каждой системы берётся самое лучшее и самое важное.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Проблемы и ошибки в воспитании детей дошкольного возраста

Это естественно, что все родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей. Дети могут не поддаваться тому или иному типу воспитания, не слушать родителей и действовать по своему, от этого иногда хочется опустить руки. Однако в подавляющем большинстве случаев такие проблемы возникают из-за распространённых ошибок, которые совершают родители. К примеру:

  • Гиперопека. Чрезмерная забота, окружение ребёнка гипертрофированным вниманием и беспокойство родителей о каждом промахе ведёт к развитию симбиоза или «взаимопроникновения». В этом случае отношения между родителем и малышом становятся слишком тесными и разрушают личностные качества и характер последнего. Это сигнализирует о неуверенности родителей как в себе, так и в ребёнке, о централизации его личности, как смысла собственной жизни.
  • Тоталитарный авторитет. Часто родители давят на своё чадо множественными требованиями, безжалостным отношением и бескомпромиссными условиями. Для них важнее успех ребёнка и мнение общества о нём, тогда как чувства и желания малыша играют гораздо меньшую роль. Из таких детей могут вырастать неуверенные в себе личности, тревожные и мнительные.
  • Отвержение. В жизни случаются различные ситуации: развод, тяжёлые роды, насилие. Далеко не каждый родитель может справиться с проблемами и не связать ребёнка с плохими воспоминаниями. Отвержение несёт эмоциональный характер и имеет тяжёлые последствия — ребёнок, которого терпят просто потому, что его больше некуда деть, страдает в воспитательном плане, получает постоянные наказания и жестокое обращение.
  • Потворство. Гиперпротекция — бич современных семей, где интересы всех участников зависят от желания ребенка. В такой ситуации теряется умение здраво оценивать ситуацию и относиться адекватно как к успехам, так и к провалам. Причиной чрезмерного потворства не всегда является сильная любовь к малышу, но и неудовлетворённые потребности самих родителей.

В случае, если имеется хотя бы одна из вышеописанных проблем, стоит переключиться с мысли «Почему ребёнок не поддаётся воспитанию?» на мысль «Почему у меня не получается его воспитывать?» Проблему необходимо решать как можно быстрее и искать причины её появления в самом себе. И в таком случае не стоит отказываться от помощи специалиста-психолога, так как причина может крыться очень глубоко.