Воспитание детей дошкольного возраста
Содержание статьи
В этот сложный, но интересный период, когда ребёнок из малыша превращается в дошкольника, полным ходом идёт формирование его личности, отношения к окружающему миру и собственным поступкам. Воспитание детей такого возраста — ответственный и сложный момент для родителей, которые хотят вырастить счастливого и умного человека. В этом возрасте закладывается фундамент личности, на котором будут развиваться характер, навыки и способности ребёнка.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста
Сам процесс воспитания ребёнка в этом возрасте осуществляется в двух направлениях:
- Развитие личности;
- Подготовка к школе.
Нельзя не согласиться с тем, что воспитание должно включать в себя подходы с обоих точек зрения. Важно как научить ребенка хорошим вещам и развить сильные стороны характера, так и подготовить его к школьной жизни, прививая ответственность и социальные навыки.
Психологические особенности
В воспитании детей родители обычно применяют три основные психологические модели. Чаще всего они применяются отдельно друг от друга, однако у каждой модели есть свои плюсы и минусы.
Авторитарная модель чётко прослеживается, когда родитель стремится добиться от ребёнка удобного ему самому результата, ставя своё мнение превыше мнения ребёнка. Непослушание или неудачи ребёнка наказываются, а правильные поступки — одобряются. К плюсам такой модели можно отнести:
- Чёткое понимание ребёнком указаний родителя;
- Полное понимание ответственности за свои поступки и последствий неправильного выполнения задачи.
Минусов куда больше, а их последствия весьма ощутимы:
- Привыкая к авторитарности родителя, ребёнок принимает его мнение на веру и перестаёт думать собственной головой;
- Действие авторитарной модели порождает страх ребёнка по отношению к родителям;
- Ребёнок становится безынициативен и подражает модели поведения родителей.
Индуктивный метод — в процессе воспитания происходит общение с ребёнком, в ходе которого решение проблемы находится вместе с ним. Ребёнок учится сам принимать решения и делать выводы, а также перенимает часть ответственности. К плюсам индуктивного метода можно отнести:
- Раннее развитие ответственности;
- Ребёнок быстро начинает учиться мыслить и думать сам;
- Ребёнок проявляет инициативу;
- Оказывается более подготовленным к жизни.
Минусов у индукции несколько:
- Сложный и тонкий подход к применению — не всегда родитель может понять, когда ответственность можно переложить на ребёнка;
- В хрупком возрасте 4-6 лет слова «решай сам за себя» или «всё в твоих руках» могут быть не совсем уместны;
- Если переложить на ребёнка слишком много ответственности, он может почувствовать своё одиночество и потерять веру в себя.
Модель критики или ненависти — это распространённая модель, которую применяют многие взрослые, в большинстве своём неосознанно. Мораль в этом случае у каждого своя, но модель одинакова: при плохом поведении ребёнок наказывается молчанием или обидой родителей и прощение не наступает, пока ребёнок не осознает ошибку и не попросит прощения. К плюсам такой методики сложно отнести что-либо, но они есть:
- Развитие пусть и весьма болезненного, но чёткого чувства ответственности за свои поступки;
- Ребёнок взвешивает каждое своё действие и спрашивает себя, будут ли за него ругать;
- На подсознательном уровне происходит постановка рамок в поведении, за которые ребёнок не должен выходить.
Минусов несколько, но они достаточно губительны:
- Ребёнок может получить психологическую травму на почве постоянного чувства страха, тревоги и сомнений, чувство вины может преследовать его практически каждую секунду;
- Ребёнку становится гораздо сложнее доверять родителям и страх перед ними приводит к замкнутости.
Любая из этих моделей в чистом виде может нанести вред детской психике. Однако при гармоничном сочетании плюсов и минусов, можно найти идеальный баланс.
Основные правила
Если рассмотреть активно пропагандируемые принципы педагогического воспитания в современных условиях, окажется, что методы, актуальные во времена СССР, устарели. Метод прививания чувства вины и стыда, принижение детского авторитета, принуждение и запреты уже не только потеряли свою популярность, но и считаются негативными. В наше время психологи рекомендуют основывать воспитательный процесс на взаимном уважении и доверии между детьми и взрослыми.
Педагоги рекомендуют всем родителям в общении с детьми применять простые правила:
- Уважать личность ребёнка, не допускать любого вида насилия к ней и не унижать его;
- Контролировать, но давать свободу выбора;
- С раннего возраста обеспечивать детям необходимые условия для того, чтобы процесс усвоения навыков и знаний происходил качественно;
- Помогая ребёнку сделать выбор или выводы, объяснять ему все плюсы и минусы;
- Устанавливать правила и требования, позаботившись о положительном отношении ребёнка к ним;
- Как можно больше и чаще общаться с ребёнком с целью развития взаимопонимания и развития подсознательных навыков, формирования речи и социальной культуры;
- Вырабатывать в детях ответственность и уверенность, поддерживая любые начинания и проявления инициативы;
- Выбирая модель воспитания, организовывать единство педагогического процесса, требуя поддерживать её других близких взрослых;
- Учитывать возраст, способности, характер и темперамент дошкольника;
- Избегать запретов и ложных обещаний;
- Постепенно, с ростом ребёнка, давать ему больше самостоятельности;
- Работать над собой для того, чтобы быть ребёнку лучшим примером.
Эти правила на первый взгляд просты и понятны, но соблюдение каждого из них — крайне важно для того, чтобы дошкольник вырос развитым и способным.
Области развития ребёнка дошкольного возраста
Четырёх-шестилетний период — это время первого возрастного кризиса в жизни человека. В этом возрасте дети начинают переосмыслять привычную жизнь и активно брать пример с родителей и взрослых. И основной задачей родителя в это время является формирование у ребёнка чувства ответственности за совершаемые им поступки. Помимо этого, развивать ребёнка необходимо по таким принципам, как:
- Физическое воспитание;
- Интеллектуальное;
- Нравственное;
- Социальное;
- Трудовое.
Для правильного формирования здоровой личности, воспитание необходимо осуществлять по всем принципам сразу.
Физическое воспитание
Неспроста у педагогов столь популярна присказка «В здоровом теле — здоровый дух». Многочисленные исследования показали, что здоровые, активные физически и имеющие хороший жизненный тонус дети быстрее и лучше усваивают информацию. Поэтому физическое развитие — это первая область, в которой необходимо воспитывать ребёнка. Педагоги рекомендуют:
- Обеспечить ребёнку строгий распорядок дня и научить самостоятельно придерживаться его;
- Начинать день с зарядки и физических упражнений;
- Ежедневно гулять с ребёнком на свежем воздухе, не проходя мимо детских площадок и тренажёров;
- Обеспечивать его аксессуарами для активного отдыха: велосипед, самокат, мячи, удобная обувь для бега;
- Когда ребёнок дорастёт до нужного возраста, выбрать спортивную секцию, которая не только обеспечит дальнейшее физическое воспитание, но и придётся ребёнку по душе.
Если изначально задача родителей, обеспечить физическое развитие, то уже к семи годам ребёнок должен заботиться о нём по большей части самостоятельно. Кроме того, крайне важно, чтобы ребёнок понимал всю важность физического развития.
Интеллектуальное
Важнейшая составная часть психологического воспитания — интеллектуальное развитие. Это совокупность педагогических действий, целью которых является развитие ума подрастающего малыша с помощью передачи ему опыта, знаний, навыков, умений, а также присущих поколению норм поведения, правил и оценок.
В зависимости от возраста ребёнка, интеллектуальное развитие делится на стадии:
- 1-3 года;
- 4-6 лет;
- 6-7 лет.
В начале первого-второго года жизни интеллект малыша развивается по принципу наглядно-действенного мышления. Он изучает новый мир тактильным, вкусовым и обонятельным способом. Цель родителей в этом возрасте — познакомить малыша с новыми предметами и способами их использования.
К четырём-шести годам мышление меняется на наглядно-образное. Будучи ещё незнакомыми с какими-либо понятиями, дети создают о них наглядные образы. В этот период важнейшим условием воспитания и развития является хорошая атмосфера в семье, где родители любят и готовы отвечать на все вопросы и потребности.
После шести лет мышление ребёнка становится более игровым. В этот период в целях интеллектуального воспитания можно организовать обучение в виде игр, способствующих концентрации, воображению и созданию: кормление кукол, лепка из пластилина, рисование, настольные игры. Кроме таких игр, обязательно должны присутствовать логические, целью которых является формирование математических функций деятельности мозга: головоломки. мозаика, конструкторы.
Нравственное
Нравственное воспитание заключается в объяснении норм и правил поведения. Понимание этих норм индивидуально для каждого родителя, можно лишь порекомендовать способы, которыми прививается нравственность в разных возрастах:
- До 1 года малыши не понимают, что такое «хорошо», а что такое «плохо», и показать им правильную модель поведения родители могут только на собственном примере. Проявляя ласку и любовь родители взращивают в малыше уверенность и позитивное мышление.
- До 2 лет основной тактикой родителей должно быть предотвращение ситуаций, в которых ребёнок может поступать «плохо» вместо того, чтобы ругать его за это. Например, закрыть шкаф вместо того, чтобы ругать малыша за то, что он в него лезет, не ходить перед едой в магазин, чтобы он не ел сладкое и не просил его купить. Избегайте сложных дисциплинарных мер и мыслите наперёд.
- Между 2 и 4 годами дети плохо понимают абстрактные вещи: правда, щедрость, поддержка. Давайте детям реальные примеры, несложные метафоры и твёрдо пресекайте плохие поступки, делая это спокойно и доброжелательно.
- Между 4 и 5 годами наступает самое благоприятное время для укрепления нравственных норм. Дети уже прекрасно понимают абстрактные понятия и с легкостью впитывают различные примеры, в особенности те, что рядом. В этом возрасте малыши хотят быть похожими на близких им людей и вызывать у них радость, поэтому заслуженные похвалы и поощрения мотивируют их как нельзя лучше.
- После 6 лет начинает развиваться социальная ответственность. В этом возрасте ребёнку необходимо объяснить, что у других людей есть права, которые необходимо соблюдать, а также поставить рамки и правила поведения в обществе.
Дальнейшая работа по нравственному воспитанию проводится уже после 7 лет и здесь родителям помогают, а в определённых случаях, к сожалению, и мешают школа, друзья и другие люди.
Социальное
Процесс социального воспитания дошкольников включает в себя передачу им системы ценностей, норм поведения и общепринятых знаний об обществе, и зависит от культуры, нации и особенностей места проживания. Нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарт поведения определяет для ребёнка прежде всего его семья, тем самым формируя личность.
Характер общения детей дошкольного возраста несёт внеситуативно-познавательную форму: детей интересует очень много разных вопросов, а речь становится их главным средством общения. Стремление детей такого возраста — получать знания о мире, который их окружает, задавая взрослым вопросы и наблюдая за их поведением. В то же время формируется собственный путь познания — личностный. Ребёнку необходимо сравнивать себя и других людей друг с другом, поэтому критически важным моментом социального воспитания в этом возрасте является общение со сверстниками и взрослыми.
Удобнее всего проводить социальное воспитание в рамках игр: характер действий ребёнка может многое сказать о его темпераменте и методах воздействия на окружающих. С помощью наблюдения за ним во время игр можно выявить плюсы и минусы социальных навыков малыша.
Трудовое
Трудовое воспитание — это ещё один важный фактор развития психологической ответственности. В дошкольном возрасте формируется ответственность, умения и стремление к труду, поэтому крайне важно приучать ребёнка к труду, начиная с 4-5 лет. В деятельность родителей должны быть включены такие действия, как:
- Помощь в определении трудовой цели;
- Обсуждение трудового процесса;
- Обсуждение нравственности труда и его цели: зачем и для кого это делается, что это даст;
- Обучение ребёнка планированию пошаговой деятельности: как правильно выполнять ту или иную задачу поэтапно;
- Пробуждение интереса к труду и его подпитка;
- Обсуждение результатов;
- Поощрение стараний, интереса и стремления ребёнка трудиться;
- Проверка и оценка хода работы и её результатов вместе с малышом;
- Привлечение дошкольника к совместному трудовому процессу;
- Подача правильного ответственного примера;
- Помощь советом или делом;
- Пробуждение инициативы ребёнка принимать решения и начинать трудиться.
Труд развивает у четырёх-шестилетнего ребёнка сообразительность, внимательность, память, концентрацию и наблюдательность, а кроме того положительно влияет на здоровье.
Авторские методики воспитания
В наше время появилось много новых материалов и методик по воспитанию детей. Психологи со всего мира уверенно рекомендуют родителям дошкольников присмотреться к таким методикам, как:
- Метод Никитиных — воспитание здоровых и умных детей. Педагоги-классики Борис и Елена Никитины рекомендуют начать обучение детей с наблюдения за ними, а также с подготовки окружающей среды для их правильного развития. В это включены: таблицы, алфавит, карты, развешанные в нужных местах, тренажёры, спортинвентарь, кубики, головоломки и другие элементы обучающей системы;
- Метод Монтессори — всестороннее воспитание, главной идеей которого является тезис о том, что детей следует вначале учить письму, а затем уже счету и чтению. Метод Монтессори направлен на познавательное, трудовое, нравственное и социальное развитие;
- Метод «ленивой мамы». Появившийся относительно недавно, но уже набравший огромную популярность метод российского психолога Анны Быковой заключается в том, чтобы растить самостоятельных детей, с детства развивая в них навыки познания, понимания и поиска решений. Метод крайне простой и эффективный, заключается в объяснении и постановке примера родителями;
- Метод Домана. Эта методика создана американским педиатром и предназначена для формирования умственных способностей с раннего возраста и до семи лет. Он основывается на уверенности в том, что дети могут бесконечно усваивать информацию из изображений и слов. Помогают в этом знаменитые карточки Домана, а также упражнения для раннего развития речи, скорости чтения, любознательности и словарного запаса.
Существует огромное количество подобных методик, однако у каждого родителя свой характер и стиль поведения, поэтому редко кто становится приверженцем исключительно одной методики. Гораздо более частым и наиболее оптимальным вариантом считается принцип «отовсюду» — когда из каждой системы берётся самое лучшее и самое важное.
Проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Это естественно, что все родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей. Дети могут не поддаваться тому или иному типу воспитания, не слушать родителей и действовать по своему, от этого иногда хочется опустить руки. Однако в подавляющем большинстве случаев такие проблемы возникают из-за распространённых ошибок, которые совершают родители. К примеру:
- Гиперопека. Чрезмерная забота, окружение ребёнка гипертрофированным вниманием и беспокойство родителей о каждом промахе ведёт к развитию симбиоза или «взаимопроникновения». В этом случае отношения между родителем и малышом становятся слишком тесными и разрушают личностные качества и характер последнего. Это сигнализирует о неуверенности родителей как в себе, так и в ребёнке, о централизации его личности, как смысла собственной жизни.
- Тоталитарный авторитет. Часто родители давят на своё чадо множественными требованиями, безжалостным отношением и бескомпромиссными условиями. Для них важнее успех ребёнка и мнение общества о нём, тогда как чувства и желания малыша играют гораздо меньшую роль. Из таких детей могут вырастать неуверенные в себе личности, тревожные и мнительные.
- Отвержение. В жизни случаются различные ситуации: развод, тяжёлые роды, насилие. Далеко не каждый родитель может справиться с проблемами и не связать ребёнка с плохими воспоминаниями. Отвержение несёт эмоциональный характер и имеет тяжёлые последствия — ребёнок, которого терпят просто потому, что его больше некуда деть, страдает в воспитательном плане, получает постоянные наказания и жестокое обращение.
- Потворство. Гиперпротекция — бич современных семей, где интересы всех участников зависят от желания ребенка. В такой ситуации теряется умение здраво оценивать ситуацию и относиться адекватно как к успехам, так и к провалам. Причиной чрезмерного потворства не всегда является сильная любовь к малышу, но и неудовлетворённые потребности самих родителей.
В случае, если имеется хотя бы одна из вышеописанных проблем, стоит переключиться с мысли «Почему ребёнок не поддаётся воспитанию?» на мысль «Почему у меня не получается его воспитывать?» Проблему необходимо решать как можно быстрее и искать причины её появления в самом себе. И в таком случае не стоит отказываться от помощи специалиста-психолога, так как причина может крыться очень глубоко.
Автор - Ивлев Андрей Я разносторонний человек, активно занимаюсь писательством и предпринимательской деятельностью